Istorik (antonisakov) wrote,
Istorik
antonisakov

Category:

Атака на Победу: в Перми сравнили «Бессмертный полк» с парадом зомби

Атака на Победу: в Перми сравнили «Бессмертный полк» с парадом зомби



15 марта в Пермской художественной галерее открылась интересная фотовыставка «Пермь как Пермь». Заявленная цель мероприятия столь же амбициозна, сколь и лукава: исследование пермской идентичности через фотографию. Казалось бы, с момента открытия выставки прошло более чем два месяца, а значит, и внимание к ней привлекать уже поздно, но сложно молчать, когда в голову проникает печальная мысль, требующая своего разрешения.

Данную выставку необходимо рассматривать в контексте события, которое приходится ровно на ее середину: это празднование очередной годовщины Победы. В этот раз праздник в Перми был омрачен гнусной выходкой организатора акции «Бессмертный полк» Анны Отмаховой, запретившей проносить на шествие Знамя Победы, как, впрочем, и любую другую государственную символику. Отговорка этой дамы была настолько же дерзка, как и абсурдна: знамена, флаги и прочая символика якобы заслоняют портреты ветеранов войны. Достаточно взглянуть на фотографии аналогичных мероприятий в других городах нашей страны, чтобы понять, что Отмахова просто лжет, лжет неубедительно и цинично, прикрывая истинные мотивы своего поведения.

Но вернемся к выставке. Она была подвергнута резкой критике со стороны деятелей культуры Перми, так как оскорбляет как сам великий праздник, так и людей, шествующих в колонне «Бессмертного полка».

Дело в том, что на одной из работ, представленных в экспозиции, демонстрируется фотография акции «Бессмертный полк» и шутовского «зомби-карнавала». В описании к работе можно прочитать:

«<…> Улица Куйбышева, пережившая в городской истории поистине гегелевскую трансформацию с начала XX века, следуя каждому пункту закона отрицания отрицания. Молодежный зомби-карнавал, сменившийся всенародной акцией «Бессмертный полк» <…>», — вот так, привлекая на свою сторону яркого представителя немецкой классической философии, авторы работы превращают священное действо в карнавал.
Та самая фотография

Та самая фотография

Как известно, третий закон гегелевской диалектики говорит о переходе из одного состояния в другое посредством первичного преодоления, но затем вторичного принятия в новом виде того, что было явлено на предыдущей стадии, а следовательно, по логике автора работы, «Бессмертный полк» — это парад-зомби, перешедший в новое качество.

Так как я себя большим философом не считаю, то на всякий случай взял комментарий у преподавателя этой дисциплины в нашем Пермском классическом университете. Вот что он сказал по этому поводу:

«Закон отрицания отрицания предполагает, что всякое развитие проходит три этапа, которые можно обозначить как положение, отрицание и отрицание отрицания. Первичное отрицание понимается как борьба нового со старым, т. е. затрагивает такую категорию, как противоречие. Далее происходит отрицание отрицания — противоположность первичного отрицания имеет уже новое название — преемственность. (Но получается, что по отношению к первичному состоянию.) Таким образом, само по себе развитие не является полностью отрицанием всего старого, оно как бы выкидывает уже отжившее, при этом сохраняя значительную часть предшествующего состояния», — подчеркнул философ.

Чтобы у читателя не слишком болела голова, я попросил преподавателя высказать попроще и применительно к «шедевру» нашей галереи. Ответ, как мне кажется, получился исчерпывающим:

«Я так понимаю, в комментарии к фотографии, представленной в галерее, очень формальный подход: и в том, и в другом случае люди вышли на парад. Но за этим перформансом не видят никакой сущностной подоплеки. Еще и Гегеля в качестве аргумента привели зачем-то. Вообще развитие предполагает аккумуляцию опыта, то есть сохранение наиболее оптимальных условий для изменяющихся условий. А этот парад зомби — уродство какое-то, не имеющее под собой реальных исторический и культурных оснований».

Пермская государственная художественная галерея

Пермская государственная художественная галерея

Таким образом, банальная халтура, направленная на оскорбление памяти героев войны, а также их потомков, прикрывается высоколобыми рассуждениями со ссылкой на Гегеля с простой целью — замести следы своего преступления. При этом автор комментария к фотографии просто не потрудился разобраться в учении прославленного немецкого философа и использовал его диалектический закон по принципу «слышу звон…».

Вероятно, если бы не свинство, произошедшее в День Победы, то об этой «работе», представленной в галерее, мало бы кто узнал. Но она не может, а поэтому не должна, рассматриваться как отдельный эксцесс. Слишком уж много в Перми аналогичных эксцессов, слишком уж хорошо известна и очевидна связь организаторов одного эксцесса с организаторами другого. То, что может на расстоянии показаться глупостью или исключением из правил, на практике, для людей, погруженных в местную пермскую проблематику, является очевидной и печальной закономерностью. А значит, исследование этих закономерностей будет продолжено.

Исаков Антон. Специально для ИА REGNUM.

Tags: Либералы, Пермь
Subscribe
promo antonisakov january 31, 2017 14:26 Leave a comment
Buy for 20 tokens
Оригинал взят у kamrad2213 в Вышел 43-й номер газеты «Суть времени – Пермь» Не успели мы подвести новогодние итоги на фронте российской семейной политики, как последовало сразу несколько крупных событий, в которых можно усмотреть начало долгожданного разворота…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments