antonisakov

Кормление в стойлах они введут вместе с просвещением...


Previous Entry Share Next Entry
antonisakov

Два "Рима"

Спартак pour Android

Начал писать давно запланированную статью о концепции старца Филофея "Москва-Третий Рим" и понял, что нужно остановиться на предпосылках.


В 395 году Римская империя разделилась на две части: Западную Римскую империю (ЗРИ) со столицей в Риме и Восточную Римскую империю (Византия) со столицей в Константинополе. На территории ЗРИ возникают многочисленные варварские государства, а в 476 г. она упраздняется вождём скиров Одоакром. На обломках ЗРИ возникает европейская цивилизация, которая впитывает в себя культурные коды некогда великого Рима (Это в частности проявляется в устремлениях Карла Великого, в идее трансляции империи и др.).

Византия, освящённая светом христианства, просуществует ещё тысячу лет и не исчезнет бесследно, а передаст свои культурные коды (как и ЗРИ передаст свои) молодому Российскому государству.

Несмотря на былое единство, Римская империя была обречена на развал: слишком разными были народы населяющие её, слишком велик был её внутренний конфликт (конфликт ахейцев и троянцев). Когда конфликт был оформлен политически, размежевание началось с удвоенной силой. Необходимо выделить отличительные особенности Византии и Западной Европы:

Византия избежала катастрофы, случившейся на Западе - вторжения варварских племён, которые, прежде чем продолжить римскую традицию, уничтожили её. Поэтому римская традиция в Византии сохранялась дольше. В частности, это выразилось в культе императорской власти. Здесь не сложилось вассально-ленной системы. Кроме того, императором Византии мог стать, при благоприятных условиях, даже конюх т.е. человек низкого социального происхождения. В Западной Европе такое было невозможно, даже дворянин, не обладающий богатой родословной, но добивающийся высокого положения, вызывал презрение у придворной аристократии. В этом, на мой взгляд, наше отличие от Европы. Византия, а в последствии и Россия, более благоволила к простому человеку, наверное, в этом можно усмотреть корни будущего социализма.  Кроме того, власть императора в Византии была сакральной, освящённой церковью, что во-первых ставило последнюю в подчинённое положения, а во вторых оказало влияние на власть и в будущей России (поэтому русский народ любит и уважает власть, доверяет ей бесконечно. Все наши руководители обладают особым мандатом на переустройство общества, мандатом освящённым тысячелетней традицией. В Европе всё не так) и во-вторых избавляло византийцев и россиян от жёсткого противостояния светской и духовной властей (наподобие борьбы за инвеституру).

Церковь - это особый фактор в жизни людей традиционого общества. Различия Восточной и Западной церквей поэтому играют важнейшую роль в формировании народов. Долгое время патриарх в Константинополе был подчинён престолу святого Петра в Риме, однако такое подчинение со временем становилось формальным, с1054 г. формальный суверенитет был оформлен юридически. С тех пор христианство раскололсоь на православную и католическую ветви. Различия между двумя церквями были существенными, приведём лишь некоторые из них:

- Спор о филиокве привёл к возвышению католической церкви над светской властью.

- Спор о чистилище привёл к массовым продажам индульгенций.

- Даже внутреннее убранство храмов подталкивало к разделению в душе народов: католические храмы формируют индивидуалистическую сущность европейских народов, в то время как православные настраивают на коллективизм.

В общем различий было много и они повлияли на формирование мировоззрения народов, разделённых между собой с 395 г.

Во времена правления императора Юстиниана Византия добивается наибольших успехов на внешнеполитической арене: в Европе она обладает Италией, частью Испании. Однако, существуя в сложных условиях она вынуждена перейти от экспансии к глухой обороне. Начиная с 6 в., на территорию Византии проникают варварские племена, которые постепенно уничтожают её. Особую роль тут играли крестоносцы. Уже тогда Европа ненавидила богатый Восток (богатый как материально, так и духовно), уже тогда стало понятно, что Византия - это альтернативный Запад, и это вызывало лютую ненависть. В 1204 г. крестоносцы захватывают Константинополь и разграбляют его. Однако Византия оправляется и от этого удара. Смертельный удар она получает... нет, не от турок, а от самой себя: в 1439 г., в страхе перед османами, Византия заключает Ферраро-Флорентийскую унию по которой православная церковь подчиняется католической. Этот, во всех отношениях, предательский шаг был совершён с надеждой, что "Европа нам поможет". Разумеется, не помогла. В 1453 г. турки-османы захватывают Константинополь и Восточная Римская империя прекращает своё существование. История ничему не учит: спустя 550 лет мы совершим аналогичное предательство и опять напрасно (предательство само по себе омерзительно, но когда мы предаём в надежде что-то получить и не получаем, то это ещё и очень глупо).

Разумеется, на Руси события 1439 и 1453 гг. были воприняты как предательство и Божья кара. Россия стала единственной державой, сохранившей православную веру, всё было готово к тому, чтобы дух покинувший тело Византийской империи обрёл своё второй рождение, он его и обрёл. Об этом в следующий раз.


  • 1
Спасибо, для непосвященных очень своевременный и полезный цикл статей обещает быть!

Спасибо! Очень нужный пост!

Ай спасибо, вот давно хотела в этом вопросе разобраться :)

Спасибо за ликбез!

знал много отрывочно, а Вы вот так кратко и красиво все сложили...
СПАСИБО!

Вот и у меня по поводу альтернативного запада было недопонимание. Как раз пару дней назад задалась целью разобраться, а тут Ваш пост очень вовремя. Спасибо.

Так "второй Рим" - это византийский Константинополь? А Священная Римская Империя образовавшаяся в средневековье тут ни при чем? Надеюсь найти ответы в следующей статье... Заранее спасибо.

Да, второй Рим - это Византия, во всяком случае в послании старца Филофея. Священная Римская империя - это государство существовавшее в Европе с 10 по 19 века. Ядром были германские княжества. Они считали себя наследниками Римской империи и империи Карла Великого (идея трансляции империи). А мы были наследниками Византии

Ну, само слово-то "Византия" - экзоним. Граждане этого государства называли себя ромеями (римлянами). Кстати, встречал употребление слова "Византия" в значении "культурологическом", так сказать: византийское культурное пространство, включая Киевскую Русь.

Да. Византий - это городишко, на месте которого и был основан Константинополь.

Складывается такое ощущение, что США пытаются строить "четвертый Рим", но то, что получается больше похоже на 4 рейх.

спасибо за информативный текст. вы не могли бы расшифровать свои слова "Даже внутреннее убранство храмов подталкивало к разделению в душе народов: католические храмы формируют индивидуалистическую сущность европейских народов, в то время как православные настраивают на коллективизм"?

Например, служба в католическом храме преимущественно проходит сидя, что концентрирует верующего на внутренних ощущениях, замыкает его на своё внутреннее "я". В православных храмах - стоя, прижавшись друг к другу, что концентрирует ощущения молящегося на внешнем мире.

Странное наблюдение. Нужно отстоять пару православных служб и понять: там каждый отдельно наедине с Богом. Православная служба, особенно старообрядческая, более сурова, встреча с Богом здесь требует вытянутости, сосредоточенности, концентрации волевых усилий. В православии также невозможна исповедь в кабинке "Отец мой, я согрешил". Православный ритуал очень строг и иерархичен.

Ссылаюсь на историка Л.С. Васильева

Спасибо. С нетерпением жду продолжения.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account